Причины признания моего прадеда Михаила Алексеевича Лагунова в городе Яранске

Портрет М.А. Лагунова

Интерес к краеведческому и педагогическому наследию М.А. Лагунова с течением времени только возрастает. В одном из писем о Михаиле Алексеевиче мы прочли: «Такой интересной и богатой по содержанию биографией можно заполнить целые тома сборников — воспоминаний о них и о результатах их работы. Но, видимо, память о них сохраняется у немногих, кто жив и пока жив…» [19]. Почему же о моем прадедушке и при жизни писали во многих газетах и журналах и до сих пор помнят и проявляют интерес к его наследию? Этот вопрос стал проблемным в нашем исследовании. Объект исследования — жизнь М.А. Лагунова. Предмет — причины признания Михаила Алексеевича в нашем городе при его жизни и в настоящее время. Цель исследования — выявление причин, по которым в городе Яранске на протяжении почти ста лет проявляют интерес к Михаилу Алексеевичу Лагунову.

Гипотезы исследования: — во-первых, так как М.А. Лагунов был учителем, его помнят многочисленные ученики, во-вторых, под редакторством Михаила Алексеевича с 1926 года вышло 65 краеведческих сборников «Наш край», которые до сих пор востребованы, и поэтому его помнят краеведы, в-третьих, М.А. Лагунов — яркая личность в истории нашего города.

Задачи исследования:

  1. Изучить биографию прадеда.
  2. Выяснить, как можно оценивать личность.
  3. Дать оценку личности М.А. Лагунова.
  4. Показать значение наследия Михаила Алексеевича для современности.

Об М.А. Лагунове уже много написано, исследовав новые источники, мы углубим и расширим знания по актуальной для яранских краеведов теме. Материалом для исследования послужили воспоминания людей, лично знакомых с моим прадедом, его рукописи и переписка, статьи его и о нём, автобиография, производственные характеристики. В привлечении не использованных ранее источников заключается новизна работы.

Методы исследования — поиск источников в районном архиве, музее, библиотеках города, использование материалов семейного архива, беседы с респондентами, переписка, консультации. Систематизация собранного материала, анализ, обобщение. Составление родословной нашей семьи. Для изучения личности мы использовали методику В.В. Богословского. Для описания характера воспользовались концепцией самоактуализации А. Маслоу.

Биография Михаила Алексеевича Лагунова

Семья Лагуновых. 1912 год.
Семья Лагуновых. 1912 год.

Михаил Алексеевич Лагунов родился в1895 году в городе Яранске в семье священника. После окончания Вятской духовной семинарии в 1916 году поступил в Казанский университет. Однако мобилизация на военную службу прервала обучение. После нескольких месяцев, проведенных в школе прапорщиков, в 1917 году из-за болезни вернулся в Яранск. Был статистом, рабочим по изысканию линии железной дороги. В сентябре 1918 года получил назначение на работу в Кугальскую библиотеку. В 1919 году Лагунов назначается заведующим общеобразовательными курсами для взрослых. В школе преподавал биологию и химию. В 1929–1931 годах обучался на заочном отделении Нижегородского педагогического института. С 1934 г. по 1936 г. жил с семьей в городе Ейске Ростовской области. Работал в семилетней школе взрослых и заведующим районного отдела народного образования. Вернувшись обратно в Яранск, был назначен директором школы рабочей молодежи. В годы войны школа рабочей молодежи была закрыта. Работал учителем химии в школе №2, затем преподавателем естествознания в школе колхозных кадров, директором Кугушергской семилетней школы. В 1938 году получил аттестат на звание учителя средней школы. А с января 1946 года — снова учитель биологии и директор школы рабочей молодежи в Яранске. В 1964 окончил областную школу лекторов-атеистов, был членом общества «Знание». Выйдя на пенсию, до последних дней жизни продолжал работать учителем биологии в школе рабочей молодежи.

Умер прадедушка 21 июля 1972 года. Когда Михаила Алексеевича провожали в последний путь, его гроб несли на руках до самого кладбища. Народу было много, так как его знали, любили и уважали все горожане. [23, 29]

Михаил Алексеевич — отличник народного просвещения, неоднократно награждался грамотами, в том числе и Почетной грамотой Академии педагогических наук РСФСР, медалью «За доблестный труд».

Оценка личности М.А. Лагунова

Интересы, увлечения

М.А. Лагунов обладал большой широтой интересов и увлечений: опытническое садоводство и огородничество, краеведение, фенологические наблюдения (более 30 лет), лекторская работа, внештатное сотрудничество с районной газетой, чтение…

7 кл. на работе

Возле краеведческого музея Михаил Алексеевич с кружковцами раскопали пустырь, превратив его в ботанический сад. Точно такой же сад разбили возле школы. Здесь велась работа по сортоиспытанию, гибридизации и селекции растений. Десять лет шли испытания по выращиванию винограда. Испробовав десятки сортов, нашли подходившие для нашей местности. В статье «И у нас созрел виноград» М.А. Лагунов пишет, что «после многих лет работы впервые удалось получить положительные результаты. В сентябре вполне созрели ягоды винограда на кустах «Мадлен-Анжевин» и «Черная Альфа». Эти результаты создают полную уверенность в том, что виноградарством в нашем районе можно заниматься» [5]. Подарком местному пищекомбинату стал безрассадный сорт помидоров. Новые культуры предлагали к использованию в колхозы и среди местного населения. Михаил Алексеевич консультировал всех, кто к нему обращался, а ещё публиковал советы и рекомендации в местной газете. Опытническая работа на участках была организована по научным требованиям и имела большое значение для урочных занятий. План работы на участке составлялся таким образом, что задания учащихся были тесно связаны с прохождением учебного материала. Результаты опытов изучались на уроках, а экспонаты с участка служили наглядными пособиями. Работа на школьном участке в значительной мере помогала повышению успеваемости учащихся.

За отличные результаты в работе на опытном участке школа рабочей молодёжи ежегодно отмечалась дипломами на районной выставке работ садоводов-опытников. М.А. Лагунов поддерживал постоянную связь с Академией педагогических наук. В январе 1959 года Михаил Алексеевич выступил в Москве на педагогических чтениях с докладом «Опыт школьной работы по селекции растений». Доклад получил высокую оценку. Докладчику была вручена Почетная грамота Академии наук. [17]

Еще одно серьезное увлечение М.А. Лагунова — это краеведение. Педагоги школы рабочей молодежи под руководством Михаила Алексеевича создали свою систему воспитания, основанную на изучении родного края.

Редакция журнала. 1959 г.

В 1925 году Михаил Алексеевич организовал первую исследовательскую экспедицию учащихся. В течение двух недель обследовали древние городища, знакомились с местами залежей полезных ископаемых, с произведениями древней живописи храма села Иж. Экспедиция собрала ценный материал, который послужил основой создания школьного краеведческого музея. Спустя год собранный материал оформили в рукописном журнале «Наш край», организатором которого опять же стал М.А. Лагунов. [4] С 1926 года вышло 65 номеров!

Темы публикаций разные: геология, археология, флора, фауна, фенологические наблюдения. Результаты селекционной работы, всевозможные исторические изыскания, фольклор, есть статьи о театре дореволюционном и современном, о музыкальной жизни уезда, о художниках, людях науки, об участниках войн... Все материалы сопровождались рисунками, гербариями, порой уникальными фотографиями и документами. Сам Михаил Алексеевич по поводу краеведческой работы говорил: «Очень скромное место в истории нашей Родины занимает город Яранск. Но краеведческий материал этого маленького городка и его района дает неисчерпаемые возможности для идейного осмысливания больших перемен, происшедших здесь за годы Советской власти». [16]

Учителя всех школ Яранска изучали журналы «Наш край» от корки до корки, широко использовали материал на уроках истории, литературы, биологии и др. [4, 29] Моргунов Н.Д. в своем письме к Лагунову М.А. писал: «Вы не представляете, насколько приятно произносить это слово «Наш край». Удачное название журнала. Но дело, конечно, не в названии журнала, а в его содержании, в полезности его, в курсе, который занимает журнал, в задачах, которые ставит перед собой журнал, в привлечении земляков к работе журнала…». [11]

Прадедушка много лет руководил работой краеведческого кружка в школе взрослых. С 1965 года здесь проходили краеведческие чтения, которые назывались «Краеведческой пятницей».[6] Ежегодно в сентябре в школьной библиотеке Михаил Алексеевич организовывал выставку журналов «Наш край», чтобы заинтересовать вновь поступивших в школу учащихся и пробудить в них желание заниматься краеведением. [4]

Работа по изучению родного края вскоре вышла из стен школы и положила начало созданию уездного краеведческого общества, а затем и районного краеведческого музея. Михаил Алексеевич тесно сотрудничал с районным музеем, возглавлял его Совет. [4, 12, 17]

Мы увидели, как личные увлечения Михаила Алексеевича — садоводство и краеведение — перешли в большие востребованные дела для жителей нашего города, района ещё при его жизни. Его педагогическое и краеведческое наследие остаётся востребованным и сейчас. Почему?

Секреты его достижений

Успех в какой-либо деятельности во многом зависит от наличия у человека определенных способностей. Говоря о Михаиле Алексеевиче, можно утверждать, что организаторские, коммуникативные, интеллектуальные способности были развиты у него на высоком уровне.

Лекция для призывников. 1961 год.
Лекция для призывников. 1961 год.

Биография моего прадеда, его производственные характеристики, воспоминания респондентов доказывают, что Михаил Алексеевич обладал организаторскими способностями. Они ярко проявились уже при создании библиотеки в селе Кугалки. [19] Потом при организации школы рабочей молодёжи, где Михаил Алексеевич организовал работу краеведческого и опытнического кружков, издание сборника «Наш край». Был среди организаторов краеведческого музея, школы и музея атеизма в Яранске.

Если бы Михаил Алексеевич не умел общаться с людьми, он просто не смог бы так много всего организовать. «В школе рабочей молодёжи был очень сложный контингент учащихся: отчисленные за неуспеваемость из средних школ, парни после армии, фронтовики, работающая молодёжь. Его уважали все. Он с каждым мог найти общий язык. Некоторые бросали школу. Михаил Алексеевич ходил к ним, разговаривал, убеждал, и они возвращались и заканчивали учёбу. Благодаря Михаилу Алексеевичу многие пошли учиться дальше в техникумы и институты». [30] Эта кропотливая работа ежегодно давала свои результаты: отсев учащихся в школе рабочей молодежи сократился до минимума.

Михаил Алексеевич долгое время был лектором в обществе «Знание». Выступал в деревнях, на предприятиях, в различных учебных заведениях и даже в тюрьме. Вот как вспоминает его беседу в училище механизации Т.А. Кривошеева: «Я вначале сомневалась, ведь он уже пожилой, а тут пацаны–ребята, вдруг не получится. Но всё получилось очень хорошо. Его было очень интересно слушать». [26] Прадед переписывался со многими земляками, виноградарями, садоводами страны.

По воспоминаниям земляков Михаил Алексеевич был грамотным, эрудированным, начитанным человеком, обладал обширными знаниями. К нему можно было обратиться по любому вопросу. Дома у Михаила Алексеевича была большая библиотека, много подписных изданий. [23, 26, 28, 29] Михаил Алексеевич изучал труды Дарвина, Тимирязева, Мичурина, Павлова. [13] Свои теоретические знания он мог в полной полной мере проверить на практике — на опытных участках.

Отношение М.А. Лагунова к делу, к другим людям, к самому себе

К делу. Обладая качествами, способствующими достижению успеха в различных видах деятельности, Михаил Алексеевич много работал, делая всё с любовью и основательно. Об этом говорится практически во всех изучаемых нами источниках. Это доказывают и результаты его деятельности. Невозможно без личного примера, без любви к ученикам, педагогам, к своим предметам, вести за собой многие годы большие коллективы. Без любви к малой родине и огромного трудолюбия невозможно 46 лет издавать рукописный сборник, кропотливо собирая для него уникальные материалы по истории и природе Яранского края.

То, что Михаил Алексеевич Лагунов был очень трудолюбивый человек и не боялся трудностей, доказывает и такой случай: когда ему отказали в участке около музея, он не упал духом, не бросил свое дело, а стал с удвоенной энергией осваивать новый участок на Ланцевской горе. [24, 30]

Н.Я. Сушенцов писал, что Михаил Алексеевич чем бы ни занимался, «работал с пылом и увлечением, и не просто увлечением, а с горением, с отдачей себя до отказа…». [19] «Неутомимый труженик с неиссякаемой энергией», — так говорили о нем земляки.

Урок химии. 1936 год.
Урок химии. 1936 год.

Но зачем Михаилу Алексеевичу нужно было все это делать? На этот вопрос наши респонденты отвечали так: «Михаил Алексеевич очень любил свое дело и старался сделать как можно больше, чтобы потом передать его людям». [30] «Ему было интересно делать для людей хорошие дела, чтобы люди учились, чтобы знали историю Яранска, чтобы оставить потомкам все, что он сделает». [29]

За работой. 1970 год.
За работой. 1970 год.

К другим людям. Михаил Алексеевич никогда не отказывал, если к нему обращались за помощью (пожилому человеку, которому отказали в назначении пенсии, заслуженному художнику Никонову Н.М., которому для размещения выставки его 200 работ было необходимо помещение...). [11, 23] С пониманием относился к запросам и нуждам своих учеников. При необходимости встречался с руководителями предприятий, где они работали. Все, с кем мы беседовали, отмечали, что он был интеллигентным, вежливым человеком, ко всем людям относился одинаково. Никогда не повышал голоса, не ругался. [22, 24, 25, 31] Хотел, чтобы все люди с уважением относились друг к другу. Одна из его статей в местной газете так и называлась «Уважайте человека». [7] Несмотря на свою известность, Михаил Алексеевич был очень скромным человеком и хорошим семьянином, заботливым родственником. В годы войны Михаил Алексеевич берет к себе жить племянниц, больную сестру жены. [23, 27]

К самому себе. Анализируя источники исследования, мы отметили, что одной из главных черт характера Михаила Алексеевича была честность перед окружающими и перед собой. Он оставался честным, если это даже могло принести не просто неприятности, но и было серьёзно опасно. В 1920–30-е годы многие отказывались от своих родителей и родственников священнослужителей, он не только не сделал этого, но и никогда не скрывал своего происхождения, продолжал поддерживать родственные связи с братом Алексеем, который был священником в селе Потняки Кикнурского района. После того, как брата репрессировали, он взял к себе его дочь Ольгу. Она жила в семье Михаила Алексеевича до окончания Кировского педагогического института (в годы войны институт находился в Яранске). Не запретил теще крестить в церкви своих детей и племянников. С женихом своей дочери — секретарем комсомольской организации — он тоже был откровенным и предупреждал его, что женитьба на Иветте может навредить карьере молодого человека. Михаила Алексеевича неоднократно представляли к государственным наградам, но как дойдет до Москвы — в награждении отказывали. И уже позднее, после смерти Сталина, он получил заслуженные награды. Чтобы спасти в 1934 году семью от репрессий, бросив в Яранске все, увез жену и дочерей в город Ейск, где Лагуновых никто не знал [27]. Таких случаев, когда Михаил Алексеевич стоял перед важным выбором, как поступить, было в его жизни много. Это, возможно, станет темой отдельного исследования. Я уверен, что прадедушка всегда был честным и мужественным человеком, несмотря на противоречивость некоторых его поступков. Маслоу писал, что «в каждый момент у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций…». Михаил Алексеевич ставил перед собой высокие цели, своим трудом добивался их осуществления, не причиняя при этом неприятностей другим.

А ещё прадедушка вёл здоровый образ жизни: зимой каждый день во дворе обтирался снегом, летом рано утром купался в Ярани [23].

Мы выяснили, что при жизни Михаил Алексеевич был известным человеком в нашем городе. Во-первых, потому что с 1919 года долгое время был директором в школе рабочей молодежи и, до самой смерти в 1972 году, преподавал здесь биологию. В разное время работал учителем в других городских и сельских школах, в медицинском училище. Следовательно, его знали многочисленные ученики и их родители. Так первая гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Но Михаил Алексеевич был не просто хорошим учителем, он был педагогом–новатором. Занимаясь с учениками селекционной работой и краеведением, Михаил Алексеевич передал любовь к исследованиям своим ученикам, среди которых есть ученые и краеведы. Выпускник школы взрослых — Яков Николаевич Созонов — окончив Пермский университет, занимался научной работой в Московском ботаническом саду. А с 1939 года продолжил селекционную работу в Кировской области на Фаленской опытной станции.

Доказывая вторую гипотезу, мы убедились в том, что увлечение Михаила Алексеевича краеведением стало основой серьезной работы по изучению природы и истории Яранского края, как в школе рабочей молодежи, так и в целом в Яранске. О сборниках «Наш край», которые он редактировал, уже в 1950–60-е годы писали и говорили как об энциклопедии по Яранскому району. Сборники были востребованы и при жизни прадедушки, и в настоящее время, так как содержат много бесценного материала. Прадедушку, действительно, знали и знают все, кто занимается краеведением.

Без сомнения, Михаил Алексеевич — яркая личность в истории Яранска. Поэтому и проявляют к нему интерес на протяжении почти ста лет. Его педагогическое наследие изучают современные учителя–исследователи, интерес к его краеведческому наследию со временем будет только расти.

Кирилл ЩЕЛКАНОВ, ученик 9 класса школы № 2 им. А. Жаркова.
Руководители Е.В. ДОЖДИКОВА, О.Ю. ЩЕЛКАНОВА.

Список источников и литературы

Письменные

  1. Автобиография М.А. Лагунова [Текст]/ Яранск. Архив Яранского краеведческого музея.
  2. Антирелигиозный семинарий //Деревенская жизнь. — 1927, 29 марта.
  3. Из истории местного садоводства [Текст] // И.И.Молчанов. Садоводство Кировской области. — Кировское областное государственное издательство, 1949. — С. 14–15.
  4. Краснуха В.М. Учитель из Яранска [Текст]//Вечерняя средняя школа. — Издательство «Педагогика», 1970, №1. — С. 28–29.
  5. Лагунов М. И у нас созрел виноград [Текст] // Знамя коммунизма. — 1960. — 19 октября.
  6. Лагунов М. На краеведческой пятнице [Текст]// Знамя коммунизма. — 1965, 10 апреля.
  7. Лагунов М. Уважайте человека [Текст] // Знамя коммунизма. — 1967, 10 июня.
  8. Лагунов М.А. Работа учащихся на пришкольном участке (Из опыта работы школы рабочей молодежи Яранска Кировской области) [Текст] //Из опыта работы учителей школ рабочей молодежи/ сост. М.П. Трутнева. — Государственное учебно-педагогическое издательство министерства Просвещения РСФСР М, 1952. — С. 128–138.
  9. Мерзлякова Г. М.А. Лагунов — учитель [Текст] // Кировская правда. — №220, 1958, 30 октября.
  10. Михаил Алексеевич Лагунов [Текст] // Наш край №4 .— Яранск, 2000. — С. 80–82.
  11. Моргунов Н.Д. Письмо М.А. Лагунову [Текст] : рукопись/ Н.Д. Моргунов. Москва. 30.09.1970.
  12. Музейное дело в Вятской губернии — Кировской области 1918 — 1940 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.artru.info/st/146/ — Загл. с экрана.
  13. Наумов Д. Отданное людям [Текст] //Кировская правда . — №24, 1964, 29 января.
  14. Общая психология [Текст] / под ред. В.В. Богословского и др. — М: Просвещение, 1981. — С. 65.
  15. Петров Е. Неутомимый редактор [Текст] //Учительская газета. — 1960, 20 декабря.
  16. Петров Е. Учитель, краевед, садовод, рабкор [Текст] // Знамя коммунизма. — 1970.
  17. Поротикова Е. Его знали многие [Текст] //Знамя коммунизма. — №70, 1989, 08 июня.
  18. Современные теории личности [Текст] // Р.С. Немов. Психология, кн. 1 — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. — С. 353–356.
  19. Сушенцов Я.Н. Письмо М.А. Лагунову [Текст]: рукопись/ Я.Н. Сушенцов. Ташкент, 19.01.1968.
  20. Характеристика административно-педагогической деятельности директора Яранской средней школы рабочей молодежи Лагунова Михаила Алексеевича [Текст]/ Яранск. Архив Яранского краеведческого музея.
  21. Характеристика на члена Яранской районной организации общества «Знание» Лагунова Михаила Алексеевича [Текст] / Яранск. Архив Яранского краеведческого музея.

Устные

  1. Запись воспоминаний Л.М. Большаковой, сделана в 2011году К. Щелкановым, г. Яранск.
  2. Запись воспоминаний Л.М. Волокитиной, сделана в 2011 году К. Щелкановым, г. Яранск.
  3. Запись воспоминаний Ю.Н. Журавлева, сделана в 2011 году К. Щелкановым, г. Яранск.
  4. Запись воспоминаний В.В. Кривошеева, сделана в 2011 году К. Щелкановым, г. Яранск.
  5. Запись воспоминаний Т.А. Кривошеевой, сделана в 2011 году К. Щелкановым, г. Яранск.
  6. Запись воспоминаний И.М. Лагуновой, сделана в 2011 году К. Щелкановым, г. Яранск.
  7. Запись воспоминаний Ф.А. Русиновой, сделана в 2011 году К. Щелкановым, г. Яранск.
  8. Запись воспоминаний В.Н. Селезневой, сделана в 2011 году К. Щелкановым, г. Яранск.
  9. Запись воспоминаний Г.П. Царегородцева, сделана в 2011 году К. Щелкановым, г. Яранск.
  10. Запись воспоминаний В.В. Францевой, сделана в 2011 году К. Щелкановым, г. Яранск.
  11. Запись воспоминаний О.Ю. Щелкановой, сделана в 2011 году К. Щелкановым, г. Яранск.

Графические

  1. Фотографии Лагунова М.А. [Изоматериал] / Яранск. Архив Лагуновых — Л.М. Волокитиной.
  2. Фотография писем Лагунову М.А. [Изоматериал]/ Яранск. Архив Яранского краеведческого музея.
  3. Фотография Почетных грамот Лагунова М.А. [Изоматериал]/ Яранск. Архив Яранского краеведческого музея.
  4. Фотография удостоверения лектора–атеиста [Изоматериал]/ Яранск. Архив Яранского краеведческого музея.
  5. Фотография удостоверения о награждении значком «Отличник народного просвещения» [Изоматериал]/ Яранск. Архив Яранского краеведческого музея.