Традиции школьного краеведения,
или Исследовательский метод по-ярански

М.А. Лагунов
М.А. Лагунов.

История становления яранского краеведения и многолетнее сотрудничество со многими педагогами–краеведами убедительно показывают, что доля школьного краеведения в изучении нашего края значительна, если не преобладающая. Современный уровень краеведения обусловлен замечательными традициями, у истоков которых стояли опять же педагоги — Павел Николаевич Сумароков и Михаил Алексеевич Лагунов.

В 2009 году во второй и третьей школах города Яранска началась работа по изучению жизни и научного наследия Михаила Алексеевича. Нам необходимо знать и по достоинству оценить вклад этого педагога в науку.

Знакомясь с биографией Михаила Алексеевича, удивляешься, насколько многогранна была его деятельность. Будучи директором Яранской школы рабочей молодёжи, он преподавал здесь химию и биологию. Серьёзно занимался с учащимися работой по сортоиспытанию, гибридизации и селекции растений. Поддерживал связь с Академией педагогических наук РСФСР, выступал на педагогических чтениях в Москве, печатал материалы в различных изданиях, начиная от районной газеты и заканчивая центральным журналом «Общеобразовательная школа взрослых». Много лет руководил краеведческим кружком. Под его редакторством выпущено 65 номеров рукописного журнала «Наш край», который заслуженно признан энциклопедией Яранского района. Следуя простой истине: патриотизм начинается с малого — с любви к тому месту, где живёшь, педагог, по сути, создал в школе своеобразную модель обучения и воспитания, по содержанию основанную на изучении родного края. Интересна методологическая сторона этой модели. Надо сказать, что Михаил Алексеевич находился на передовых позициях тогдашней педагогической науки. Докажу это так.

В 1918 году в Москве в Сокольниках появилась первая станция юных любителей природы под руководством Бориса Васильевича Всесвятского (1887–1987, доктор биологических наук, профессор Московского педагогического института им. В.И.  Ленина, редактор журналов «Биология и химия в школе», «Биология в школе», «За массовое опытничество»).

Со временем она была преобразована в Центральную биостанцию юных натуралистов (БЮН) им. К.А. Тимирязева. БЮН считается одной из зачинательниц активного применения исследовательского подхода в приобретении знаний и в воспитании. Исследовательский подход или метод здесь понимали как формирующееся годами умение творчески мыслить в области выбранной специальности. Бывшие выпускники об этом вспоминали так: «В научной работе особенно важно видеть возникающие и предстоящие творческие вопросы и задачи. Уметь задать себе творческий вопрос — это уже начало его разрешения. Ясно видеть задачу, уметь выделить её среди разнообразных явлений, творчески разгадать — вот, пожалуй, что прививалось нам с детства как исследовательский метод. Но исследовательский подход надо понимать, конечно, и как логический путь в изучении того или иного явления» («У истоков юннатского движения» сост. В.Г. Холостов, М., Просвещение, 1972, стр. 115).

Поддерживая детское любопытство и любознательность — необходимые предпосылки для исследовательской деятельности, — педагоги создавали учащимся условия для самостоятельного открытия новых фактов, которые необходимо было проанализировать, установить связи и зависимости, выявить закономерности, сделать выводы. Для того чтобы научить всему этому детей, требовались годы. Главным признавалось, чтобы юные исследователи сознавали важность и полезность своей работы. БЮН с детства прививала интерес к литературному оформлению исследований — публикациям. Внутренняя потребность обобщать факты, писать и публиковать материалы исследований оказалась для многих воспитанников станции особенно полезной в дальнейшей научной работе. Педагоги считали, что именно с детства надо преодолевать трудности литературного воплощения своих трудов. Позднее преодолевать их куда сложнее. Так претворялся в жизнь исследовательский метод на Московской станции юных натуралистов. Но разве не то же мы видим и в Яранской школе рабочей молодёжи? Вот небольшой анализ некоторых позиций в работе двух образовательных учреждений:

Центральная биостанция юных натуралистов. Москва.
Открыта в 1918 году.
Школа рабочей молодёжи. Яранск.
Открыта в 1919 году.
Главные факторы образовательного и воспитательного процессов:
  • соприкосновение с природой
  • самостоятельные наблюдения и эксперименты
  • участие в коллективном физическом труде и коллективных исследованиях
  • использование научной литературы
  • распространение полученных знаний
  • соприкосновение с природой
  • самостоятельные наблюдения и эксперименты
  • участие в коллективном физическом труде и коллективных исследованиях
  • изучение истории родного края
  • использование научной литературы
  • распространение полученных знаний
Направления исследований:
  • ботаника
  • орнитология (изучение птиц)
  • энтомология (изучение насекомых)
  • гидробиология
  • фенология
  • сортоиспытания
  • выведение русской породы куриц
  • разведение песцов
  • метеонаблюдения...
  • геология
  • археология
  • флора района
  • фауна района
  • фенологические наблюдения
  • селекционная работа
  • исторические изыскания
  • фольклор...
Средства и методы исследований:
  • знакомство с научной литературой
  • наблюдения
  • эксперименты
  • ведение дневников наблюдений
  • походы
  • коллекционирование
  • зарисовки
  • фотографирование
  • камеральная обработка материала
  • анализ
  • сравнение
  • обобщение
  • выводы...
  • знакомство с научной литературой
  • наблюдения
  • эксперименты
  • походы
  • переписка
  • беседы
  • гербарии
  • зарисовки
  • фотографирование
  • камеральная обработка материала
  • анализ
  • сравнение
  • обобщение
  • выводы...
Распространение полученных знаний:
  • выставки
  • газеты
  • агитационные выступления
  • День леса
  • День птиц
  • День урожая
  • рефераты
  • доклады
  • экскурсии
  • создание ботанического сада
  • на основе фенологических наблюдений создание календаря садово-огородных культур...
  • выставки
  • рукописный журнал «Наш край»
  • спектакли
  • литературные монтажи
  • краеведческие чтения
  • лекции
  • раздача всем желающим черенков винограда и рассады огородных культур
  • консультации
  • использование материалов исследований на уроках истории, литературы, биологии, географии...

Сходство в работе учебных заведений очевидно. Следовательно, мы можем говорить об активном применении исследовательского метода в Яранской школе уже с 1920-х годов, хотя в материалах самого Михаила Алексеевича Лагунова пока упоминания об этом я не встречала. Но впереди у нас исследования и тщательное изучение всех документов научного наследия педагога–новатора.

Освоение и использование исследовательского подхода в приобретении знаний и в наши дни по-прежнему актуальны. Социальный заказ школе на воспитание творческой личности был и всегда будет.

Во всех образовательных заведениях Яранска исследовательский метод применяется, и не только в области краеведения, и не только в школах. Как показал апрельский районный конкурс исследовательских работ младших школьников 2010 года, педагоги детских садов тоже хотят его освоить. На многочисленные негативные отзывы об исследовательской деятельности малышей, главный из которых о несамостоятельности выполнения детьми работы, нужно отметить, что плюсов всё равно больше:

Исследовательская деятельность даёт детям мощный толчок к развитию.

Неким показателем актуальности исследовательского метода сегодня служат многочисленные конкурсы методических наработок педагогов и исследовательских работ учащихся, конференции, чтения... Их проводят различные центры и образовательные учреждения. Полезно как самим проводить подобные мероприятия, так и принимать в них участие. Проводящая сторона имеет возможность накопления информационной и методической базы данных, участвующая — получения профессиональных рекомендаций по выполнению исследований и приобретения опыта общения в специфической интеллектуальной среде.

Сейчас уже все осознали важность создания своих информационных баз, поэтому они и появляются во многих учреждениях нашего района: школах, Доме детского творчества, методическом кабинете районного управления образования, музее, библиотеках. Все эти учреждения открыты для сотрудничества, и это замечательно. Как показывает анализ участия наших детей в конкурсах российского ранга, уровень выполнения исследовательских работ очень высокий и постоянно ещё поднимается. Поэтому, чтобы держать хороший уровень выполнения исследований нашими детьми, нужны объединённые усилия. Замечательным примером качества и масштабности сотрудничества может служить объединение усилий большого количества различных московских образовательных, научных учреждений и фондов по проведению конкурса и чтений имени В.И. Вернадского. Здесь есть чему поучиться и есть что перенять.

Осенью 2010 года на базе МОУ СОШ с УИОП № 3 пройдут чтения, где планируется рассмотреть проблемы постановки исследовательской работы школьников в целом, а не только в краеведении. Чтобы они получились максимально полезными, необходимо опять же объединение наших усилий. Правильно и закономерно, если чтения будут носить имя Михаила Алексеевича Лагунова.

Подводя итоги, можно сделать такие выводы:

Елена ДОЖДИКОВА.