Слово «пионер» заимствовано в XIX веке из французского языка. Это слово многозначное. Основное значение таково: человек, который одним из первых пришёл в новую, неисследованную страну, местность и поселился там. Есть у этого слова и переносное значение: если человек положил начало чему-то новому в области науки, то его тоже зовут пионером. В начале XX века пионерами называли ребят, которые были членами детской коммунистической организации. Детское пионерское движение XX века стало объектом нашего исследования.
Сейчас изучать детскую организацию, через которую прошло несколько поколений наших соотечественников, значимо потому, что необходимо сохранить воспоминания людей, которые были пионерами, потому что это наша история в конкретных лицах; нет ничего важнее свидетельств людей, которые сами это видели, слышали, чувствовали, были участниками этих событий. Их воспоминания помогают следующим поколениям представить то, чем жили наши деды, бабушки, сопоставить времена, показать, как меняются идеалы, взгляды, поведение людей, а главное — видеть то хорошее, что было в их жизни, и, если это возможно, сохранять традиции.
Мне и, наверное, многим из моих сверстников детство старшего поколения представлялось неинтересным, однообразным, скучным, потому что прошло без компьютеров и сотовых телефонов. Так ли это — мы и решили выяснить, проведя небольшое исследование.
История пионерии берёт своё начало в далёком 1921 году, когда была организована специальная комиссия по созданию новой детской организации — детей и подростков нужно было срочно привлекать к строительству светлого будущего. Участвовала в комиссии жена Владимира Ильича Ленина — Надежда Константиновна Крупская. Детское объединение должно было совместить в себе все лучшие и светлые стороны скаутского движения. Позже, когда основы идеологии скаутов подверглись критике со стороны советского руководства, эту связь замалчивали.
В 1922 году Вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании детских пионерских отрядов. Полугодом спустя Пятый Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». После она стала носить имя В.И. Ленина. Первые члены этой организации принимали участие в субботниках, работали в ячейках при заводах, помогали бороться с детской беспризорностью и неграмотностью. В 1940-е годы организовалось массовое тимуровское движение благодаря героям знаменитой книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».
Пионерская организация в Вятке была создана летом 1922 года. Недалеко от села Талица собрались первые пионеры, чтобы зажечь костёр. Вокруг пылающего костра расположились мальчишки и девчонки в красных галстуках. Вожатый первого пионерского отряда коммунист Александр Волков говорил о том, как надо строить свою жизнь, чтобы быть верным делу рабочего класса. Свою беседу он закончил призывом:
— Пионеры, к борьбе за дело рабочего класса будьте готовы!
— Всегда готовы! — дружно ответили десятки голосов.
Но это ещё было просто пионерское звено. Первый пионерский отряд был создан в городе Вятке при клубе имени Карла Либкнехта, в него входили ребята, родители которых работали на разных предприятиях Вятки. Чуть позднее сборные отряды пионеров создавались и в других рабочих клубах. Одновременно пионерское движение началось и в детских домах. В сентябре 1922 года в Вятке было уже 200 пионеров. В октябре 1923 года Пятый Всероссийский съезд комсомола утвердил законы пионеров и торжественное обещание. После этого пионерские отряды стали создаваться в уездных городах и посёлках губернии. [1]
Пионерская организация в нашем районе (тогда уезде) была создана в 1923 году. На работу с пионерами комсомол направил Михаила Устюжанинова. Работу он начал с детских домов. Первая группа пионеров была создана из подростков от 8 до 15 лет, называлась она ДРАП и насчитывала 18 человек. А к августу 1923 года в ней было уже 180 человек. Под клуб им выделили здание по улице Свободы, 33. Там располагались зрительный зал, детская библиотека–читальня, работали кружки. 12 августа 1923 года прошло торжественное заседание, посвящённое международной детской неделе. Пионерской группе «Спартак» вручается знамя. «Заканчивается заседание призывом: «Будь готов!» — «Всегда готов!» — гремят пионеры», — так писала об этом событии газета «Крестьянин–коммунист» от 27 августа 1923 года. В эти годы пионерское движение не было связано со школой, и только в сентябре 1924 года при школах начинают организовываться пионерские форпосты, и в течение этого года пионерские отряды создаются по всему уезду.
В 1927 году было принято решение вместо форпостов организовать отряды юных пионеров при школах. Вступая в пионеры, ребята давали клятву, и на них комсомольцы повязывали красные галстуки. В пионеры принимали по личному заявлению, разбирали его на сборе звена, потом на сборе отряда и принимали решение. Сбор отряда проходил один раз в месяц, сбор звена — один раз в неделю.
Что делали пионеры? Учились ходить строем, изучали биографию В.И. Ленина, пели революционные песни, учили грамоте пожилых людей (ликбез), изучали азбуку Морзе, устраивали военные игры между отрядами, ходили в походы с ночёвкой, давали концерты. Во всей жизни строго соблюдались законы юных пионеров. Обо всём этом я узнал из воспоминаний Валентины Ананьевны Павловой — пионерки 20-х годов. [4]
Также интересными мне показались воспоминания Серафимы Михайловны Моториной, 1928 года рождения. Она вспоминает о том, как пионеры Яранска ходили на встречу со шведскими пионерами в город Вятку. До Советска они шли пешком, пели пионерские песни, если кто-то выбивался из сил, несли на руках вдвоём — руки в замок. От Советска до Вятки они плыли на пароходе. [5]
Эти воспоминания показывают, что жизнь юных пионеров 1920-х годов была насыщенной и разнообразной.
Главным символом принадлежности к пионерской организации был, конечно же, красный галстук. Его три конца символизировали нерушимую связь трёх поколений: пионеров, комсомольцев и коммунистов. «Новобранцы» усердно учились завязывать его специальным узлом, старшие товарищи помогали.
Значок пионера менялся много раз. «Спартаковцы» носили изображение серпа, молота, горящего костра с надписью: «Будь готов!». Позже на нём появился портрет В.И. Ленина, а костёр заменили серпом и молотом. Последний образец — пятиконечная звезда с профилем вождя, девизом: «Всегда готов!» и тремя языками пламени над звездой.
Каждый пионер непременно отдавал салют, поднимая руку над головой в знак того, что он ставит общественные интересы выше личных. Не отдать салют у Мавзолея, памятника В.И. Ленину, павшим героям и при пении гимнов было порицаемо.
Ещё один символ — красное полотнище, пионерское знамя, на котором были изображены пионерский значок и девиз: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». Был и отрядный флаг — знак принадлежности к определённому коллективу.
Принимали в пионеры сначала самых достойных: отличников и ударников труда. Некоторые попадали даже в торжественную обстановку Дома пионеров, хотя всё зависело, конечно, от заведённых школьных порядков. Самые масштабные всесоюзные мероприятия проводились 22 апреля (день рождения В.И. Ленина) и 19 мая (день появления пионерской организации).
Когда началась Великая Отечественная война, в боевой строй встали не только взрослые. На защиту Родины поднялись тысячи детей и подростков. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Уже в первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода четырнадцатилетний Петя Клыпа. Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности…
За боевые подвиги многие пионеры были награждены орденами и медалями, а Марат Казей, Лёня Голиков, Зина Портнова и Валя Котик посмертно были удостоены звания Героев Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны пионеры старались помочь своей стране и в тылу: они участвовали в сборе средств для строительства танков и самолётов, готовили подарки для воинов, собирали для них тёплые вещи, выступали с концертами для раненых в госпиталях, читали им книги, писали письма, шефствовали над семьями погибших фронтовиков. Многие шли работать на фабрики и заводы, заменяя своих отцов, в деревнях и сёлах помогали пахать, сеять, убирать урожай…
И после войны, в мирное время, пионеры совершали подвиги, жертвуя своей жизнью, спасали жизнь других. Глафира Токарева — девочка из деревни Черепаны Яранского района. Она хорошо училась в школе, после уроков помогала маме на ферме доить коров. Об этом она писала в газете «Знамя коммунизма», №43 за 1957 год. Те, кто знал Глашу, вспоминали, что в ней жила удивительная потребность делать людям добро. И когда от неё потребовалось самое дорогое — жизнь, — она просто, не раздумывая, отдала её за других. [3]
14 июня 1959 года, в жаркий день, Глаша возвращалась с фермы с подругой. Они решили искупаться и пошли к пруду. А там — беда. Четыре маленьких девочки играли на берегу, и одна из них, Нина, упала с обрыва в воду, камнем пошла ко дну, а пруд глубокий. Две подружки бросились её спасать и сами стали тонуть. Вдруг кто-то сильный подхватил Нину. Это Глаша, не раздумывая, бросилась спасать тонущих. Вытащила сначала одну, вторую, третью, а сама выплыть уже не смогла.
В память о Глаше и ее подвиге в черепановской школе висел её портрет, пионерская дружина носила её имя, в классе стояла её парта, за ней сидели только лучшие ученики. Алевтина Петровна Зыкова написала стихотворение «Памяти Глафиры Токаревой», которое заканчивается такими словами:
...Счастливо живут в этом радостном мире Те трое детей, повзрослевших давно, И им никогда не забыть о Глафире. Такое забыть — сердцу прав не дано! |
Пионерское детство представляется мне сейчас какой-то солнечной страной, где не было ни дождиков, ни хмурых пасмурных дней, хотя в природе они были. Что же запомнилось мне из моего пионерского детства? Во-первых, день вступления в пионеры. В зале выстроилась вся пионерская дружина школы, и перед всеми мы произносили слова клятвы: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь...». Прошло почти 60 лет, а слова эти не стёрлись в моей памяти. Во-вторых, самым счастливым днём в году был день рождения пионерской организации — 19 мая. Почему? В этот день вся дружина собиралась вместе на берегу реки. Уже накануне 19 мая по народным приметам мы пытались определить, какой будет завтра погода. И если не было дождя, все отряды шли в лес на огромную поляну, посреди которой уже был подготовлен огромный костёр. Зажигал его самый достойный пионер. За 5 пионерских лет только один раз мне доверили его зажечь. Но вернёмся назад: сначала каждый отряд разжигал свой костёр, готовил обед, репетировал речёвку, рапорт, а потом подходили к общему костру и ждали, кто его зажжёт. А дальше начинались игры, конкурсы, песни. Каждый раз у костра мы пели «Взвейтесь кострами, синие ночи» и про картошку. Возвращались домой вечером с мечтой, что через год всё повторится.
Вспоминаю, как отрядом ходили мы слушать рассказы старого будённовца, как собирали воспоминания земляков, ветеранов Великой Отечественной войны, как держали в руках фронтовые письма–треугольники: их разрешали посмотреть вдовы фронтовиков; как готовили концерты и ходили с ними в окрестные деревни, где нас очень приветливо встречали. А возвращались домой ночью, с факелами и обязательно с пионерскими песнями. Любимой книгой в детстве была повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Конечно, трудно было подражать тимуровцам, но мы пытались. Весной помогали колхозникам садить картошку, осенью убирать её, много работы было со льном. Школьный огород с его многочисленными грядками овощей и рядами смородины каждое лето ждал нас. Это была просто трудовая практика. А как нравилось нам сажать крохотные ёлочки! Нас увозили на тракторе, в тележке, далеко в лес, где уже были подготовлены грядки, выдавали по связке саженцев, похожих на травинки, и мы садили их в борозды. К сожалению, нам не пришлось видеть их большими, но я могу представить, какой прекрасный еловый лес стоит сейчас там!
Любимые игры детства я помню до сих пор. Одна из них — «Знамёна». Надо было выкрасть знамя с территории противника (а оно, естественно, охранялось!), но самому не попасть в плен. Попал — стой смирно и жди, когда тебя освободит кто-нибудь из твоего отряда. Надо было проявить и ловкость, и выносливость, а главное — смекалку, чтобы выиграть. И совместная работа, и отдых, и учёба делали нашу жизнь дружной, полезной, интересной. Если кто-то отставал в учёбе, ему помогали, объясняли в школе, приходили домой. Всё было просто и естественно.
Самое яркое впечатление детства — поездка в районный пионерский лагерь. Очень нравилось вставать утром по звуку горна и бежать наперегонки с друзьями на берег пруда, где мы умывались. Ничуть не надоедали построения на утреннюю линейку, рапорты вожатым. Очень нравилось отдавать салют, когда поднимался лагерный флаг. Мы всегда с нетерпением ждали, когда отрядом пойдём в поход с ночёвкой в палатках. Как до полуночи будем сидеть у костра и печь картошку. Всё это живо в памяти до сих пор.
В результате перестройки появилась совершенно новая страна, а традиции и идеология прежней были забыты. Пионерские организации при школах прекратили своё существование почти по всей России, но всё-таки пионерии нашлось место и в 21 веке. Например, в школах Липецкой области и сейчас красные галстуки носят десятки мальчишек и девчонок. А в г. Лебедяни ежегодно проходит праздник «Пионерской дружбы», посвященный дню рождения пионерии. Принимают в ряды пионеров сегодня с 5 класса. Мальчишки и девчонки учат историю организации, охотно носят красные галстуки, поют патриотические песни и с удовольствием совершают хорошие дела. Эта установка для современного пионера актуальна, как и 95 лет назад.
Пионеры 21 века — юные, умные, талантливые. О будущем говорят уверенно, о своих делах и начинаниях — с гордостью. Почти как их родители в таком же возрасте. Но в отличие от пионеров советского времени, современные мальчишки и девчонки очень мало знают о В.И. Ленине и былой идеологии. Сегодняшние пионерские организации — это, скорее, дань уважения к истории страны и форма воспитания.
В Кировской области пионерское движение было воссоздано два года назад в городе Кирово-Чепецке, в Мурашинском и Пижанском районах. В Яранском районе пионерского движения нет.
Работая над исследованием, я открыл для себя новую страну — Пионерию, о которой раньше ничего не знал. Изучив краеведческие материалы, прочитав книги о пионерии, познакомившись с воспоминаниями бывших пионеров, могу сделать следующие выводы:
Мелькает над лугом косынка цветная — Знакомой тропинкой Глафира спешит, Поет и смеется, поет и не знает, Что подвиг сейчас совершит. Ромашки приветливо Глаше кивают, И машут березы ей ласково вслед, Ромашки не знают, березы не знают, Что ей посылают прощальный привет. А вот и река, и неласковый омут… Отчаянный крик заглушила вода: Три маленьких девочки в омуте тонут — Глаша! Глафира! Скорее туда! Прыжок... Без раздумья... К тонущим детям… Счет на секунды, и времени нет… Спасая других, уплывает в бессмертье Девчушка неполных пятнадцати лет… ...Счастливо живут в этом радостном мире Те трое детей, повзрослевших давно, И им никогда не забыть о Глафире: Такое забыть — сердцу прав не дано! |
Алевтина ЗЫКОВА, 1982 год. |